Предприятиям ОПК не возместили 200 млрд рублей
16 марта 2017 года в рамках Х Недели российского бизнеса (НРБ) в Москве состоялся Съезд Российского союза промышленников и предпринимателей. В его работе приняли участие Президент РФ Владимир Путин, члены Правительства РФ, руководители ведущих российских компаний, главы субъектов РФ, руководители ключевых институтов развития, представители иностранного бизнес-сообщества.
16 марта 2017 года в рамках Х Недели российского бизнеса (НРБ) в Москве состоялся Съезд Российского союза промышленников и предпринимателей. В его работе приняли участие Президент РФ Владимир Путин, члены Правительства РФ, руководители ведущих российских компаний, главы субъектов РФ, руководители ключевых институтов развития, представители иностранного бизнес-сообщества.
Заместитель председателя Московского областного союза промышленников и предпринимателей, генеральный директор АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов в своем докладе затронул некоторые проблемы развития ОПК.
Он отметил, что внимание государства, которое уделялось оборонке на протяжении последних 15 лет, неоценимо. Это сказалось на результатах, которые показывают предприятия ОПК, во многом определяя прирост валового продукта, имеющегося в России. Некоторые предприятия в годовом исчислении увеличивают свои объемы производства в разы.
Но было бы неправильно умолчать о проблемах, с которыми мы сталкиваемся в ежедневной практической деятельности.
С 1-го сентября 2015-го года все предприятия ОПК работают в условиях обновленного № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Это редакция № 159-ФЗ от 29.06.2015 года. К сожалению, ряд положений закона в новой редакции носит неоднозначный характер. Это вызывает обеспокоенность исполнителей гособоронзаказа и может в ряде случаев поставить под угрозу выполнение договорных обязательств.
Анализ правоприменительной практики выявил ряд проблем, влияющий на финансово-экономическое состояние предприятий ОПК. А именно:
· Замораживание собственных средств предприятия, направленных на создание материальных запасов на отдельных счетах, до завершения контракта
· Невозможность использования средств, заблокированных на отдельных счетах, до получения уполномоченным банком уведомления от заказчика после частичного или полного исполнения контракта
· Жесткие ограничения размеров оплаты накладных расходов
· Отсутствие регламентации отдельных положений закона
В целях безусловного выполнения гособоронзаказа оборонщики вынуждены приступить к авансированию всех смежников еще до поступления аванса от государства. Это могут реализовывать предприятия, которые имеют свободные средства (деньги от экспортных контрактов) на счетах. Как правило, мы производим запуск заранее – до получения денег от заказчика.
Большое достижение последнего времени – мы перешли на многолетние контракты. Тем не менее, отчетность у нас все время годовая. К 25-му ноября мы должны выполнить заказ, который планируется на год, а производственный технологический цикл для сложной продукции оборонки исчисляется от 10 до 14 месяцев, а в ряде случаев и больше.
При этом мы закупаем материалы и авансируем поставщиков покупных изделий из собственных и заемных средств.
№ 159-ФЗ ввел норму, предусматривающую возмещение (компенсацию) понесенных исполнительных расходов только после исполнения контракта. Во многих случаях контракты многолетние. В среднем они по три года. То есть по окончании трех лет.
По этой причине в 2016-м году на отдельных счетах только у предприятий Корпорации было заморожено около 8 миллиардов рублей, предназначенных для компенсации расходов на создание технологического задела.
По нашим оценкам, объем невозмещенного всем предприятиям ОПК: замороженные средства в районе от 200 миллиардов рублей. Указанные денежные средства фактически оказались выведены из оборота, а могли бы быть использованы на опережающее финансирование материальных запасов, создание научно-технического задела, развитие производственных мощностей.
Закон накладывает жесткие нормы на исполнителей – мы должны перечислять все средства своим смежникам в течение 10 рабочих дней после того, как получили деньги от государства – в обратную сторону, когда мы выполнили все свои обязательства, сроки вольные.
Уведомления об исполнении Корпорацией двух госконтрактов на поставку изделий в 2016-м году получено уполномоченным банком только в марте 2017-го года. В результате в течение пяти месяцев мы не могли использовать денежные средства в сумме более 2,2 миллиардов рублей. Можно спроецировать на всю оборонку. Сумма на порядки увеличится.
Нарушаются и сроки уведомления уполномоченных банков о согласованном размере прибыли, подлежащей перечислению головному исполнителю при частичном исполнении им государственного контракта, установленные Приказом Министерства обороны от 31.10.2016 года. В соответствии с его положениями на это отводится 30 дней.
В соответствии со статьей 8.3 [подпункт «з»] Федерального закона, исполнителям госконтракта разрешено использовать для оплаты иных расходов не более 3 миллионов рублей в месяц в независимости от стоимости контракта.
Указанная норма ограничивает предприятия в использовании денежных средств (порой их не хватает даже на реализацию командировочных) при их наличии на отдельных счетах для целей обслуживания производства.
Например, при стоимости контракта в 1 миллиард рублей разрешено использовать на указанные цели не более 3 миллионов рублей в месяц. При наличии 5 контрактов стоимостью по 100 миллионов, можно использовать уже 15 миллионов рублей.
Мы вынуждены осуществлять платежи из собственных средств (при их наличии) или заемных источников, так как сумма косвенных расходов значительно выше.
Разрешенная сумма оплаты иных расходов с отдельных счетов должна, на наш взгляд, прямым образом зависеть не от количества контрактов, а от их размеров. Они должны быть приближены к реальной жизни.
Отсутствие регламентации отдельных положений закона, а также понятия целевого использования финансовых средств по государственному оборонному заказу дает надзорным органам и уполномоченным банкам широкий простор для «творческого», а по существу понятийного толкования его нормы. Также имеются противоречия между № 275-ФЗ и другими законодательными актами – Налоговым и Трудовым кодексами.
Существенное влияние новая редакция Федерального закона оказала и на взаимодействие банков и предприятий ОПК. Перераспределение финансовых потоков в пользу уполномоченных банков, где можно открывать спецсчета, а их всего семь сегодня, привело к сокращению ликвидности ряда кредитных учреждений, не соответствующих требованиям закона и ориентированных на работу с предприятиями оборонки.
К сожалению, не всем банкам удалось перестроить свою работу, что привело к отзыву лицензий. При этом пострадали предприятия ОПК, лишившиеся части денежных средств. Количество спецсчетов в уполномоченных банках увеличилось на порядки. Я знаю, что в ряде регионов они должны нанимать дополнительных сотрудников. Это накладные расходы, которые потом перекладываются на промышленность.
В настоящее время в Комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций ОПК находится на рассмотрении проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе».
Проект подготовлен Коллегией Военно-промышленной комиссии РФ после консолидации замечаний и предложений предприятий ОПК. В нем нашли отражение вышеуказанные проблемы и пути их решения.
Считаю очень важным поддержать этот проект и от имени РСПП направить соответствующее одобрение в Госдуму.